Главная Новости Наши чемпионы Наши щенки Полезно знать

Главная » Полезно знать » Породный раздел » Шнауцер

1. Происхождение породы шнауцер
Рассказывает: Рощина Анастасия

Прежде всего, разберемся с названием породы. Стандарт начала века называет эту собаку жесткошерстным (от англ. wire-haired - "проволокошерстный") немецким терьером, а также шнауцером и раттлером ("крысоловом"). В романе Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка" собака именуется конюшенным пинчером. Это название было широко распространено и основывалось на основной профессии миттельшнауцера - ловле крыс. Будущность этих разнотипных собак, как породы, обеспечили их универсальные рабочие качества, пропорциональность телосложения, средний рост, подвижность, сообразительность, а также врожденные задатки к сторожевой службе.

В этой статье я буду опираться на красноречивые рассказы Йозефа Берта, который был влиятельным кинологом, сооснователем и первым председателем пинчер-шнауцер клуба. Его главным делом была работа по созданию первой племенной книги пинчеров и шнауцеров с 1895 по 1902 годы, которая имела цель реструктуризировать историю разведения. Он считается создателем карликовой формы шнауцера «как точной миниатюры средних шнауцеров». Берта ввел разделение аффенпинчера и цвергшнауцера. Есть заслуга Берта и в приведении карликовых пинчеров к здоровой, типичной ясной форме. Кроме того, он был известным и за пределами Германии судьей по экстерьеру, присутствовал в комиссиях ведущих кинологических организаций своего времени.

Работа Берта по дифференциации аффенпинчеров и цвергшнауцеров от "собак спорта и охоты"

 В конце 19-го века шнауцеры успешно использовались немецкими офицерами на территориях колоний в юго-западной Африке. Йозеф Берта с особой гордостью упоминает жесткошерстного пинчера по кличке Маус, бывшей к тому же отпрыском его собственных собак. «Внучка моего старого Морро и дочка Морро II господина Хута из Нидеррада, Маус представляет собой суку старого типа с короткой заостренной мордой и широкими скулами, но  с манерой держаться, взглядом и выражением в высшей степени типичными для пинчера. Благодаря компактному сложению, мощному костяку и густой шерсти вполне пригодна выносить любые трудности и обеспечивать уважение к себе. И, действительно, за шесть лет тяжелой службы Маус отлично себя зарекомендовала. Из 20 собак других пород она выделялась своими сторожевыми качествами, усердием, выносливостью и резвостью; она никогда не пасовала при долгих экспедициях и зачастую пробегала вместе со всадниками по 130 километров за сутки, оставаясь бодрой и настороженной и исполняла обязанности сторожа ночью надежно и неподкупно. Только она отваживалась прогонять шакалов и не боялась гиен, рыскавших вокруг лагеря. Однажды она вцепилась в чернокожего, подозрительно близко подошедшего к лагерю. Маус была также полезна и незаменима на охоте. Она никогда не покидала владельца, хорошо брала след и работала безупречно. В течение более чем 600 ночей она спала на земле, охраняя хозяина, с которым они дважды пересекли черный континент. Никакие трудности, борьба и лишения не поколебали ее ревностность при несении службы, и, если сегодня эта доблестная собака более не служит, а скорее почивает на лаврах, то она это заслужила! Она в полной мере исполнила свой долг и может с почетом наслаждаться покоем в старости».

Морро II

Йозефу приходилось ломать стереотипы, добиваясь признания исключительных рабочих качеств породы, и отважные шнауцеры не раз удивляли уже сложившиеся общества собаководов. Особенно мне нравится история с охотниками – поклонниками норных собак: «В 1897 году, оказавшись по случаю на выставке собак в Эрфурте я решил доказать демонстрацией, что наши собаки могут работать в норе по лисе и барсуку не хуже фокстерьеров. Меня немедленно окружили владельцы такс и фокстерьеров, жаждавшие насладиться моим позором и наблюдавшие за тем, как я запустил в нору своего пинчера, принадлежащего сегодня господину лейтенанту Вагнеру из Гарца. Открыли заслонку норы, шнауцер рванулся внутрь, загнал лису в котел и удерживал 17 минут. Как только с норы сняли крышку, он немедленно схватил лису. К тому времени пес был достаточно пожилым господином с астмой и не в лучшей физической форме.

Аналогично вели себя пинчеры в Африке при норной охоте. Будь то шакал или земляная свинья, пинчеры оказывались на высоте. Кроме этого их использовали как следовых собак при охоте на антилоп.

На службе в колониях пинчеров естественно сравнивали с другими собаками, но ни эрдели, ни колли, ни сеттеры не выдерживали сравнения. Если это можно так назвать, пинчеры превосходили их природными качествами и силой. В силу своей природности пинчер с одной стороны индивидуальнее, а с другой стороны разностороннее, чем искусственно созданные разведением специалисты».

Господин Геверсманн писал: «В любом случае теперь я могу утверждать, что пинчеры здесь пришлись ко двору. Они очень быстро акклиматизируются, устойчивы к заболеваниям, страдают от жары не больше и не меньше, чем местные собаки. Они прекрасны для сопровождения лошадей, так как не слишком тяжелы и не стирают лапы в песке, как это делают более крупные и тяжелые собаки. Они неприхотливы в еде и питье. Для одного или двух пинчеров всегда найдется потребное количество воды у всадника, а жажду крупных собак едва ли можно утолить».

Так или иначе, шнауцеры продолжали распространяться в колониальных войсках. «В Немецкую юго-западную Африку в Свакопмунд попал Пук, рожденный 19 мая 1898 года от Гретл-Фаас и Биршл-Тило.  Этот пинчер тоже быстро акклиматизировался и теперь, в возрасте двух лет стал прилежным и полезным, несмотря на несколько слишком богатую шерсть (что я, кстати, неоднократно наблюдал у потомков Биршл). Для тропического климата это неудобно, так что пришлось использовать ножницы. Пук оказался хорошим производителем, дав в сочетании с Маус типичное и работоспособное потомство. Молодое поколение продемонстрировало отличные охотничьи качества, доказав тем самым насколько разносторонней и легко адаптирующейся является эта порода».

Русс (сын Маус) Русс и Доната (дочь Русса) Русс второй (внук Маус)

«Это определенно блестящие свидетельства ценности и пригодности этих великолепных отечественных собак, которыми мы по праву можем гордиться и симпатию к которым разделяют доблестные буры. На восточной англо-немецкой границе  в знойных дюнах Калахари Маус часто доводилось встречаться  с бурами и с англичанами. Но если к бурам она относилась вполне доброжелательно, то англичане (даже беженцы) вызывали у нее недоверие. Было бы бесспорно интересно увеличить и поддержать популяцию пинчеров в Африке за счет завоза  племенного материала с родины, но, с одной стороны, слишком высока плата за провоз собаки (только провоз собаки на пароходе стоит 50 марок), с другой стороны, хочется надеяться, что при той любви и понимании собак со стороны их владельцев в далеких землях  немецкий жесткошерстный пинчер останется тем,  что он есть, колониальной собакой в чистом виде». 

С самых средних веков, став собакой полезной и нужной повсеместно, шнауцер не мог остаться незамеченным в искусстве. Предлагаю рассмотреть ранний образ этой породы на картинах и скульптурах 16-18 веков.  Самым первым видным художником, запечатлевшим шнауцера, стал Альбрехт Дюрер (1471-1528). Бытует мнение, что этот художник являлся владельцем шнауцера, и что именно шнауцериный язык лизнул автопортрет Дюрера, приняв его за хозяина. Однако нельзя точно сказать, что за зверь присутствует в сюжетах серии его гравюр, скорее всего это собирательный образ существа, представляющий собой нечто среднее между нашим жесткошерстным пинчером и львом. Просматривая творчество художника, можно убедиться, что это животное присутствует в его гравюрах на протяжении почти десяти лет, скорее всего в эти года шнауцер и жил в доме Дюреров.

Альбрехт Дюрер, фрагменты гравюр

Также я нашла шнауцеров на работах всемирно известного голландца Рембрандта (1606-1669). Не стоит удивляться небольшому размеру собаки, достаточно вспомнить то, что даже по стандарту 19-го века жесткошерстные пинчеры не превышали в холке 45см.

«Бродячие музыканты», «Pancakemaker», Рембрандт, фрагменты

Мы видим, что в картинах шнауцеры являются неотъемлемой частью общества, быта людей. Но в существующих скульптурах того времени он показан, прежде всего, рабочей собакой с ярко выраженными качествами сторожа. Так, например, скульптура 17 века в Штутгарте изображает ночного сторожа, возле ног которого настороженный пес, полностью соответствующий первым описаниям жесткошерстных пинчеров.

Теперь бегло рассмотрим историю развития окрасов, однако их генетике будет посвящена отдельная статья. Вероятно, средневековые шнауцеры имели вариации окраса «агути», при внимательном рассмотрении которого видно, что окраска волоса распределяется кольцевыми зонами: конец черный, затем желтая зона, затем снова черная, а основание волоса светлое - депигментированное. Такой тип окраски, чаще встречающийся у диких животных, именуется "агути" - по названию южно-американского грызуна, у которого он четко выражен. Этот окрас наиболее подвержен изменчивости.

Так как шнауцер был первым, для кого в Пинчер-клубе были разработаны более подробные отличительные признаки породы, уже в 19-м веке выделились порочные элементы его окраса. Кроме предпочтительных перца с солью и черного, остаются допустимыми желтые и коричневатые, а также красно-желтые и серо-желтые. Но все же, белые и светлые цвета, включая белые отметины, считаются недостатком. По этим записям также указана фигура шнауцера: голова должна быть значительно вытянута, спина прямая, общий внешний вид - сильной собаки. Рост от 30 до 45 см, однако, стремится к верхней границе.

Все же, историографы породы подчеркивают, что вначале предпочтение отдавалось шнауцерам желательного типа, а потом уже во внимание брался окрас. Например, в своем отчете, с выставки в Хайдельберге 1901 года, Йозеф Берта пишет о победителе, зарегистрированном, как "темный перец с солью с желтыми пятнами" по кличке Max Kismet Harthof, 1897 года рождения: "Кости, строение, форма, оброслость - отличные. Цвет мне не нравится, но можно допустить". И Берта ставит его на 1 место.

Отчеты судей ясно показывают трудности, с которыми сталкивались заводчики первого этапа разведения. Вот что пишет в отчете о выставке во Франкфурте (1900) Гартнер: "Сегодня я мог бы и дальше требовать: отказ от животных с мягкой шерстью, более четко выраженную бороду, дальнейшее улучшение корпуса, шеи, при отказе от "жабо". Определенное отклонение верхних и нижних зубов, острая морда".

Структура шерсти также была самой разнообразной, от жесткой кудлатой, до совсем мягкой. Надо напомнить, что тримминг, в нашем сегодняшнем понимании, был запрещен. Собак демонстрировали в натуральном виде и лишь немного подправляли. Поэтому культивировалась жесткая шерсть по корпусу, с четко выраженной бородой и типично шнауцериным выражением "лица".

Основная заслуга названных пионеров разведения шнауцеров первых десятилетий, в том что, большинство собак соответствовало цели разведения. Относительно формы и цвета еще имелись недостатки, но с конца столетия и до первой мировой войны они были удивительно быстро устранены.

В послевоенное время, в 1921 году произошла значительная реорганизация. Именно тогда, был создан в Германии "Пинчер-Шнауцер-клуб", действующий по сей день. Энтузиасты, со свежими силами, взялись за дело. Издание первой племенной книги в послевоенное время появилось в 1924 году. Была установлена связь, с самыми первыми племенными книгами пинчер-клуба, и представилась возможность, беспрерывно продолжать племенную работу клуба.

В это же время, была определенна новая формулировка стандарта шнауцера, продиктованная развитием породы. Установили, что основные признаки должны быть сохранены. При этом, рост увеличивается: от 40 до 50 см. Соотношение длин головы и спины, установлены как 3:1. Шея должна быть не короткая, но крепкая. Задние ноги от колена до голеностопного сустава должны быть примерно параллельны верхней линии шеи, живот хорошо подтянут.

Допустимые окрасы указывались как "перец с солью" и похожие смешения, а также чисто черный. Разнобой в окрасах допускался вплоть до конца 30-х годов, пока не было окончательно утверждено только два "перец с солью" и черный. С этого времени разведение разделилось по окрасам.

Итак, менялись некоторые детали, форма оставалась прежней, работа над породой продолжалась. 20-30 годы принесли высокие успехи в разведении шнауцеров. Это нашло выражение в постоянно растущих записях (с 1924 по 1934 год, было выведено более чем 10 000 шнауцеров в Германии). На выставках, где демонстрировались блестящие кинологические успехи, всегда серьезно были представлены шнауцеры.

Особенность в разведении шнауцеров - это черный окрас. Разведение элегантного черного окраса, долгое время было затруднено. Черные щенки иногда рождались в пометах, но это было редким явлением.

Стабильность наследования черного окраса была достигнута путем близко родственного инбридинга (1:2, 2:2). Еще долгое время в черных пометах появлялись щенки перец с солью, и это не воспринималось как недостаток. Это случалось, если соответствующие предпосылки были у обоих родителей. При накоплении черного окраса в родословной черные щенки превалировали.

Черный окрас всегда вызывал большой интерес у заводчиков и любителей. И хотя полубратьев окраса перец с солью подавляющее количество и среди них большее число победителей, в 50-60-х годах черные шнауцеры стали конкурентоспособны.

Стандарт был пересмотрен в 1956 году. Голова еще более вытянулась. По отношению к спине, она должна теперь составлять 2:1. Формат стремится к квадрату. Спина должна быть не прямой, а показывать благородный подъем. Прослеживается тенденция увеличения роста, Высота в холке окончательно установлена от 45 до 50 см. В окрасе наряду с чисто черным допускается только чистый перец с солью. Как идеальный ценится средний оттенок с равномерным перцем и серым подшерстком.

Первое появление шнауцера в СССР произошло в 1976 году – из ЧССР был импортирован Арам Эстакада (вл. Мелик-Пашаева). Порода была весьма редка в нашей стране еще на протяжении 10 лет. В 78-м году Т.В.Анофриева и В.А.Белянкин привезли в Москву из ГДР двух миттельшнауцеров: суку Цинди ф.д. Блауен Розе и кобеля Вольфсблют ф. Поссентурм. Затем, летом 1979 года, в Москву была привезена сука Элске(вл. В.Н.Новиков) из голландского питомника «Кемпваарт». Она прибыла в Москву в возрасте двух с небольшим лет, будучи повязанной в Голландии австралийским кобелем Урангелинэ Беовульфом. Ощенилась она семью щенками, среди которых было два кобеля и пять сук. В 1979г. был образован клуб «Средний шнауцер», который начал свое существование с первых пометов от привозных собак. За период с 1979 по 1988 годы в Москву было привезено из-за рубежа еще 18 шнауцеров.

История собак черного окраса несколько беднее. Было импортировано в СССР четыре собаки: кобели Лорбус из ГДР  (вл. Миклашевский), Тлапка Атим из ЧССР (вл. Афонькин), Виккинг из Дании (вл. Михеева); сука Векси од Тлапка из ЧССР (вл. Зайчикова). И долгое время собаки черного окраса встречались чрезвычайно редко, разведением их занимался только один клуб собаководства.

Тем не менее, в Москве и Московской области очень быстро растет популярность этой породы. Врожденные служебные качества позволяют использовать миттельшнауцера как бдительного сторожа, дрессировать для несения защитно-караульной службы. Эти собаки сочетают в себе силу (кобель легко буксирует лыжника), прыгучесть (берут барьер до 2 метров), готовность служить хозяину, отвагу. С другой стороны, миттельшнауцер удивительно ласков со всеми членами семьи, друзьями дома. Живость и эмоциональность их восхищает всех, кто знаком с этой породой. Компактность (рост 45 - 50 см в холке) позволяет всегда иметь миттельшнауцера при себе в качестве попутчика. Эффектная внешность: густые брови, пышные усы, длинная борода, пропорциональное сложение - вызывает живой интерес окружающих. Миттельшнауцер идеально приспособлен для содержания в городе.

В заключение, рассматривая черты характера шнауцера как важный элемент стандарта породы, можно констатировать, что улучшение породы старых жесткошерстных пинчеров мало что изменило в их сущности!

Марга Хёллер, в своей статье "Хвала шнауцерам", писала: "Форма и характер шнауцеров находятся в редкой гармонии, так как, что он собой представляет, и что он может, отражено в его внешности. Жесткая шерсть объясняет нам его выносливость, крепкое строение воплощается в его осанке, великолепная голова выдает нам его интеллигентность, а глаза выражают, какая большая собачья душа в нем живет. Его спокойная невозмутимость - это не усталая флегматичность, его темперамент - это не нервозность, его преданность - это не рабское подчинение, а его удаль - не ложное лихачество. Он не нарядный салонный красавец, не дешевый хвастун своей мускулатуры, он не изнеженная модная кукла и не кровожадный рвач, но однозначно то, что он славный малый!"





Теги: история шнауцеров, история миттельшнауцеров, происхождение шнауцеров, история шнауцера, ШНАУЦЕР, как появилась порода шнауцер, история миттельшнауцера