Происхождение этой породы окутано глубокой тайной. Самое древнее известное нам изображение этой собаки — китайская статуэтка династии Хань (206–220 год до н. э.), хранящаяся в Берлине. Но многие исследователи считают, что этой породе более 3000 лет, а если верить легендам, то появилась она в результате скрещивания самоедской лайки с полярным медведем, который обладает таким же удивительным синим языком. Чау-чау – одна из тех древнейших пород, происхождение которых уходит в глубочайшее прошлое. С полной уверенностью проследить и восстановить происхождение этой породы сейчас уже не представляется возможным. Тем не менее, имеется несколько версий, каждая из которых имеет право на существование, тем более, что порода во многом уникальна и своеобразна.
Родиной чау-чау исторически принято считать Китай, во всяком случае, в современном стандарте FCI указывается именно эта страна происхождения породы. Тем не менее, из различных источников можно почерпнуть и другие версии. Например, такая, что в Китай чау-чау попали из Сибири. В Китай с севера часто вторгались варварские племена. Эти племена, татар и монголов часто сопровождали «собаки – воины». При раскопках учёные обнаруживали фигурки изображающие собаку породы чау-чау. В древних китайских рукописях она называется «татарской собакой» или «собакой варваров», то есть, эти собаки с севера, а на севере Китая находится Маньчжурия, климат которой – подходящая среда для образования у чау-чау густого меха с плотным подшерстком, круглых широких лап, помогающих собакам легко идти по снегу. Чау-чау до сих пор легче переносит зиму и холод, чем жару. Тартеры - собаки-воины были описаны, как «львы», внешне большие и мощные, отличались черными языками. Рукописи показывают, что император Ву Ванг (1112-1116 до н.э.) получил дань с врагов собаками, «великой силы» с большим количеством волос и, в основном красного цвета. Несмотря на уничтожение китайской библиотеки по заказу императора Китая Ши в 255 г. до н.э., многочисленные ссылки все еще имеются, которые говорят о собаках, привезенных в Китай из различных варварских племен, проживающих на северных границах, которых называют «Иностранные Чау» и чье описание подходит к Чау так точно. Существует устойчивое звено, это сине - черный язык и уникальные крепкие, прямые задние ноги; также черные десны и губы, и хмурый вид. Во всех источниках мы читаем, что родина чау-чау это Северная Маньчжурия, то есть современный Хабаровский Край, получается, что эта порода формировалась под влиянием, не только горных, предгорных, но и равнинных реликтовых собак (реликтовый – остаточный; реликтовые формы – животные и растительные виды, сохранившиеся от более древних эпох). Чау-чау имеет отличительные признаки шпицеобразных северных собак — маленькие стоячие уши, закинутый на спину хвост и густую шерсть. Первые чау-чау, привезенные в Европу, также имели типичные острые лисьи морды. Предположение, что чау-чау потомок примитивных лаек, наиболее близко к истине.
Но и версия происхождения из Тибета не лишена смысла. То, что это древнейший представитель семейства шпицев и тибетского дога – бесспорно. Указывается, что порода чау-чау образовалась в горах Тибета и с кочевниками Азии, будь они скифы, хунну, тюрки или монголы, распространилась по всему миру как потомки тибетских собак. И, несмотря на прошедшие тысячи лет, потомки тибетских псов не изменились в основном: массивная голова, вполне мощный костяк, врожденные охотничье-пастушье-сторожевые навыки поведения, а главное – высокий природный интеллект. Так как, происхождение от тибетского дога свидетельствует о направлении распространения собак с юга, от Тибета, на север, на Россию. От шпицев чау унаследовал веселый нрав, легкость движений и ушки на макушке, в то же время от тибетского дога ему достались массивность костяка, недоверчивость и защитно-караульные свойства характера.
Любопытно, что у чау иссиня-черный язык. Этот удивительный цвет дал повод описать в древних китайских сказках происхождение чау, якобы, от тибетского медведя, имеющего язык такого же цвета. В Северном Китае эти собаки охраняли монастыри, скот, с ними ходили на охоту не только на копытных, но и на медведя – у них отличное зрение и верхнее чутье.
Ареал распространения собак, горные районы Тибета, предгорья Тибета, Китай, Монголия, монгольские степи, далее на север - Маньчжурия, Бурятия. В различных источниках можно прочитать, что чау-чау монголы использовали, как овец, используя их мясо и шкуры. Невеста получала несколько пар чау-чау в приданое. Но, в то же время существуют источники такие, как «Кодекс монгольских ойратов» и «Общественный строй Халхи» 1709 года, где имелись указания, запрещающие бить и убивать собак. В историческом законодательном документе «Халхасский Кодекс Монголии» имеется пункт закона, в котором сказано: «Нельзя убивать здорового коня, белокурого гуся, змею, лягушку, турпана, козленка антилопы, жаворонка, собаку. А человек – свидетель убийства, был вправе забрать лошадь у нарушителя. Так же при убийстве сторожевой собаки расплачивались двухгодовалым бычком.
Как бы то ни было, порода чау-чау прочно укрепилась в сознании как китайская порода собак во всём мире чау-чау называют «Китайским шедевром», отдавая дань его красоте и природным качествам.
Кстати, первые известия о чау принес в Европу венецианский бриллиантщик, известный всему миру, как итальянский путешественник Марко Поло (1275-1292г.г.), долго живший в Тибете и Китае, описавший тибетского дога как мощную черную собаку для сторожевых целей. Он же, упоминает некую красную собаку – любимицу семьи, но выбирающего одного хозяина, которая очень сдержанно относилась к чужим. Войти в комнату, которую доверили охранять чау, было также небезопасно, как если бы ее охранял тибетский дог.
Распространение Чау-Чау на Запад.
Самым важным годом в истории чау, стал 1895. В этот год произошли четыре важных события, чемпион VIII Чау стал первым чемпионом-чау, впервые он был награжден Бест ин Шоу на выставке LKA, был сформирован чау-чау Клуб и стандарт породы был сформулирован на основе его описания. С тех пор разведение и выставки чау-чау стали распространяться. Г-жа Джаррет из Филадельфии основала первый американский питомник чау-чау и получила признание породы из "Американского клуба собаководства". Китайский Чум был экспортирован к миссис Proctor в Америку, где он стал чемпионом Америки и производителем многих американских чемпионов в том числе AM Ч. Черное Облако и АМ Ч. Ночь Азии, которые стали основой для ее питомника "Голубой Дракон". В 1906 году был основан американский Чау Клуб. Вслед за этим в 1924 году основан французский Чау-чау клуба г-жи Mareschal. Также в 1974 году была сделана первая запись чау в немецком племенной книге.
Постепенно привлекательный символ Чау стал более широко известен и с 1920-х годов популярность породы неуклонно росла.Целый ряд известных людей стали владельцами чау. Королева Виктория имела чау-чау в качестве домашних животных. Королева Александра, сэр Henry Knollys, герцог Кентский, нынешняя королева Elizebeth II. Государственные деятели, президент Калвин Кулидж, Зигмунд Фрейд, д-р Конрад Лоренц, Ротшильд и знаменитый дирижер Герберт фон Караян, поп-звезда Элвис Престли, все имели чау-чау. Постепенно эта порода завоевала сердца собаководов по всему свету, но и утратила свое историческое использование, превратившись по воле человека в собаку-компаньона. Тем не менее, чау и сейчас вполне способны справиться с охраной дома и хозяина.
Из исторических источников и материалов исследователей породы можно сделать вывод, что изначально чау-чау были довольно функциональной породой. Их использование не ограничивалось какой-то отдельной функцией, а имело большое разнообразие. Чау-чау были поистине универсальными псами. В северной части Китая эта порода служила упряжной собакой, пастухом и охранником домов и кораблей. Китайцы верили, что чау-чау способен уберечь своего хозяина не только от недобрых людей, но и от злых духов, в результате этих собак охотно разводили в тибетских монастырях и использовали в качестве неподкупных сторожей святилищ.
Но, не смотря на утилитарное использование, чау-чау оставались загадочными собаками. Об этой породе сложено множество легенд и мифов. Конечно самое загадочное в породе – это иссиня-черный язык. Говорят, что чёрный рот Чау-Чау, отгоняет злых духов, что прибавляет ему репутации, как сторожевой собаки дворцов и монастырей. Есть две необыкновенные красивые легенды о том, как чау-чау получили, этот странный цвет языка. Одна Китайская легенда гласит: «Давным-давно, когда Бог, создав и заселив землю, распределял звезды по небесам, кусочек неба случайно отломился и упал вниз. Все животные в ужасе разбежались и попрятались. Только пес чау-чау осмелился подойти к осколку неба, тщательно обнюхать его и осторожно лизнуть языком. С тех пор язык у чау-чау синего цвета». Другая, говорит о черном цвете: «Много сотен лет назад, когда собаки Чау-Чау бегали дикими по всей стране, в глубине гор жил одинокий монах, который давал приют бродячим собакам. Он был очень добр ко всем животным, и они в свою очередь были очень благодарны ему за его доброту. Однажды монах сильно заболел, и не мог принести дров, чтобы приготовить ужин. Собаки и все животные, живущие у него в доме, решили ему помочь. Так случилось, что некоторые деревья в соседнем лесу сгорели и оставили кучу угля. Чау-чау порылся и взял несколько штук из этой кучи. После еды, монаху стало лучше и он поправился. Но, с тех пор язык Чау-Чау стал чёрным, как уголь, который он нёс. Бог наградил собаку чёрным языком за его добрые дела и благословил его быть хорошим защитником людям».
Вообще, много связывает чау с религией, буддизмом и ламаизмом. Известно, например, что чау-чау обладает ярко выраженными телепатическими способностями. Небесно-голубые собаки, которых разводили тибетские монахи, участвовали в процессе медитации. Собака становилась "сторожем тела" которое временно покидала душа медитирующего монаха, "дабы ничей злой дух или иная сущность не вселилась в покинутую оболочку, а душе хозяина было бы куда вернуться". Процесс достижения просветления длился иногда три пять дней и это время Чау неотступно находился на месте и поддерживал телепатический контакт с медитирующим. Чау способен накапливать и затем быстро отдавать энергию, и это свойство использовалось для получения тибетскими монахами дополнительной подпитки при левитации.
Стихи о чау-чау.
Бог завершал свое Созданье Мира
И встретил Ангела – дитя Добра и Света
И молвил ОН: «Ты знаешь, Ангел милый,
Тебе, мой друг, открою по секрету
Что я решил: последнее созданье,
Что сотворю - пусть будет самым лучшим,
Я уделю особое вниманье
Ему - вложу в него всю душу…
Он будет преданным и самым верным другом,
Ему дарую сердце золотое.
Пусть зев его - сияет изумрудом…
Хотя… пусть будет синим - словно море…
Пусть Разум его будет совершенным,
Я всё вокруг него – наполню тайной…
Он будет недоверчив, но блаженным
Пусть будет тот, кому ОН доверяет…
И Лик его не будет очень грозным –
Я дам ему способность улыбаться…» -
Так молвил Бог и, став совсем серьезным, -
Взмахнул рукой… Вы вправе удивляться:
Его Творенье было так прекрасно –
Господь к нему склонился в восхищеньи
И прошептал на ушко: «Мной обласкан
Не зря ты был, твое предназначенье
Тебе открою, гордое созданье,
Ты покоришь властителей и смердов,
Воспет ты будешь в множестве преданий
Как проводник меж Мной и Миром Смертных…
Ты защищен от холода и зноя,
Ты смел, умен и ходишь величаво…
Я горд тобой, и этого не скрою…
Тебя я нарекаю – ЧАУ-ЧАУ!»
Автор: Алсу Дибаева, Елена Сиротина
Гимн чау-чау
Ты видишь? Древняя легенда
Край бездны отмеряя шаг,
С вершин заснеженных Тибета
Нам подает далекий знак.
При сотворении мира небо
Лизнул обычным языком -
С тех пор обыкновенным не был:
Он стал синеязыким псом.
Тот зверь без имени - названья
Лежал у храмовых дверей,
В Монголии на поле брани
Бойцом он был возле людей.
А после, Будды верный сторож,
Охранник вцепененных тел,
Берег покой того, который
Дотронуться небес хотел.
У императоров в почете
Был его черно-синий зев.
На страже, в доме, на охоте -
Полу-собака, полу-лев.
С печальным взглядом мудрых глаз,
С роскошной, царственною гривой
Людей он удивлял не раз
Не только внешностью красивой.
В дни современной круговерти
Дыхание веков донес.
И служит нам до самой смерти.
Он – чау. Более чем пес
Автор: Татьяна Мартинова
История чау в России насчитывает немногим более 80 лет, из которых пик развития пришелся на постперестроечное время. Первые единичные чау в 1930-1940 гг. были привезены с Дальнего Востока, из Манчжурии. После Великой Отечественной войны в страну из Восточной Германии были завезены несколько чау, но далеко не лучшего качества. В результате, в 1950-1960 гг. в СССР сложилась популяция чау-чау, весьма далекая по качеству от мирового уровня.
В начале 1970-х гг. из Восточной Германии были привезены несколько собак, положивших начало новому витку развития породы. Эти собаки использовались в разведении, но пометы были неоднородны по качеству. Кобели использовались в вязках с имеющимися суками, но даже эти новые крови не смогли кардинально изменить популяцию чау. Значительный скачок в разведении чау произошел немного позже, в 1976 г., когда из Восточной Германии в Ленинград были привезены однопометники брат и сестра из питомника Leimberg. От вязки этих собак был получен знаменитый Цейс (вл. Королева), внесший наибольший вклад в изменение положения дел в породе в СССР. В конце 1980 - начале 1990 гг. в Россию начинают импортироваться чау-чау из питомников Польши, Чехословакии, Германии, США, Канады, Нидерландов, Англии. Практически все эти собаки несли в себе крови известных английских, американских и канадских питомников, что и определило развитие породы на будущее. Популяция и популярность чау в стране начали резко расти. В середине 1990-х годов в России начинают появляться чау-чау из знаменитых американских и канадских питомников. Большое влияние на развитие породы в России оказали чау-чау из канадского питомника "Mi-Pao's". Самый заметный след они оставили в таких крупнейших питомниках страны того времени, как "Алкмена" (вл. А.Бурыкин) и "Бис Лак" (вл. Е.Гаврюшина и Н.Феофанова). Важно подчеркнуть, что последующие 20 лет стали основополагающими в развитии породы в России. В страну были привезены хорошие производители, и отечественные заводчики со всей серьезностью подошли к проблеме улучшения поголовья чау-чау, существовавшего в тот период. Привезенные производители были очень грамотно использованы в программе разведения, российские заводчики работали с новыми кровями и старались не только не испортить, но и получить лучшее.
Минул век 20-й, наступил 21-й, популярность чау-чау стала стремительно падать. Поскольку наряду с добросовестными заводчиками развелось огромное количество разведенцев, которые на гребне популярности чау-чау наразводили столько больных, не жизнеспособных, с проблемами психики собак, что ранее идущие «на ура» щенки стали продаваться всё хуже. Трудности выращивания больного, искорёженного веяниями моды поголовья привели к тому, что щенки стали дешеветь. Ранее считавшаяся редкой и престижной собакой, чу-чау перешли в категорию обычной многочисленной породы, вдобавок имеющей множество проблем со здоровьем, трудоёмкой в уходе, да ещё и с особенностями воспитания и дрессировки, которые преодолеть кому попало довольно трудно. В моду вошли другие породы – пока ещё малочисленные или т.н. «гламурные». Многие владельцы питомников чау, имевшие целью наживу, переориентировались на коммерческие породы. Но это и к лучшему. Из статьи владельца знаменитого питомника чау-чау Mi-Pao`s из Канады Пола Оденкирхена (Paul Odenkirchen): « ….К счастью, популярность нашей породы в настоящее время снижается, и мы надеемся, что имеем возможность через более изученный подход, полностью нивелировать вред, нанесенный периодом популярности. Чтобы сделать это успешно, нам нужно обратиться к истокам породы…» Ушли в прошлое чау с грубым, рыхлым типом. С сырыми, загруженными головами и мордами, закрытыми кожными складками глазами. Вывернутыми суставами. Недостатки современных чау ещё имеют отголоски прежнего оголтелого разведения, но в основной своей массе чау стали более здоровыми, приспособленными к жизни как в городах, так и в сельской местности, изменилась психика в лучшую сторону. А самое главное, породой сейчас занимаются действительно большие любители и энтузиасты. Хоть ринги чау стали совсем малочисленными, но в них значительно больше достойных собак, отвечающих стандарту.
В последние годы отечественные чау-чау стали весьма широко демонстрироваться на мировых и европейских выставках и выигрывать! Сейчас по праву можно сказать, что Российские чау – одни из лучших в мире!
По всем вопросам, связанным с породой чау-чау (приобретение щенка, подбор пары для вязки, груминг, подготовка к выставкам и др.) обращайтесь к руководителю секции Солнцевой Светлане Викторовне т. 8-920-935-71-38
|